Вебинар «Талантливое мышление в науке. Как делать открытия»

.

Серия вебинаров в рамках подготовки
TRIZ Developers Summit 2015 по теме  «ТРИЗ и наука»
.
Вебинар №1. Докладчик Юлий Мурашковский.

.

 

14 февраля

 .

 

 

Зарегистрируйтесь, пожалуйста, если хотите написать комментарий

 

 

 

comments powered by HyperComments
Модератор
2015-02-13 20:48:54
А что Вас обрадует все же?
Natalia Machenene
2015-02-14 07:56:51
Утро доброе
Valentina Boyarkina
2015-02-14 08:50:06
Здравствуйте!
Елена Редколис
2015-02-14 08:53:54
Доброго времени суток всем участникам вебинара.
Вячеслав Ефремов
2015-02-14 08:53:57
Успехов ВСЕМ!
Viss
2015-02-14 08:54:04
Всем привет из Сибири! Виссарион Сибиряков (:smile:)
AZ
2015-02-14 08:55:53
"Что бы..." ???
Галина Терехова
2015-02-14 08:56:11
Добрый день)
александр
2015-02-14 08:56:40
Александр. Доброе утро всем и успешной работы.Трегубов А.Н.
Симаков Сергей
2015-02-14 08:59:03
Привет из Хабаровска! Симаков
Елена Редколис
2015-02-14 08:59:28
Привет, соседу! Комсомольск :)
Konstantin Kulikov
2015-02-14 08:59:41
Добрый день всем! Привет с Урала (Магнитогорск)!
Алексей Журков
2015-02-14 09:00:38
Доброе утро
Симаков Сергей
2015-02-14 09:02:08
Да. В советские времена говорили: Сто рублей не деньги, сто километров - не расстояние..
Модератор
2015-02-14 09:07:34
Внимание, уважаемые слушатели! Мы начинаем..
Natalia Machenene
2015-02-14 09:07:39
ДОбрый день! Трансляция есть - или обновите страницу, или включили плейер
Модератор
2015-02-14 09:08:04
Бахтурин - слышно
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:08:24
Просьба ведущим в будущем минут за 5 включать музыку, чтобы проверить оборудование.
Viss
2015-02-14 09:08:35
+
Laili Sakijeva
2015-02-14 09:08:35
Доброе утро!
Алексей Журков
2015-02-14 09:09:09
+
Sergey Simakov
2015-02-14 09:09:14
+
Елена Редколис
2015-02-14 09:09:22
+
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:09:36
-
Вячеслав Ефремов
2015-02-14 09:09:43
Пенза слышит и видит...Юлий, привет!
Natalia Machenene
2015-02-14 09:10:02
Юлий начала презентацию - но может быть небольшая задержка в трансляции
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:10:11
+
Natalia Machenene
2015-02-14 09:10:52
Пожалуйста, что бы слушать Юлия в прямом эфире - переведите курсор на ютюбе максимально вправо
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:12:33
Перевод курсора иногда не помогает, а срабатывает нажатие кнопки Play.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:14:19
Подсознательное мышление — тоже оперирование представлениями? Или — не мышление?
Helena
2015-02-14 09:14:24
Доброе утро!
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:15:49
Это лишь ретроспектива. Скорее, мы судим о мышлении греков лишь по их драматургии и т.д.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:21:19
В определении таланта, гениальности логическое кольцо. Само определение спорное.
Sergey Simakov
2015-02-14 09:23:11
Очень древняя. Не было вспышки сверхновой.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:23:29
Могу предположить, что есть разные галактики с разным по времени этапами «усвоения» элементов.
AZ
2015-02-14 09:23:34
Галактика далеко и мы видим только первый этап - водород. Далее реакция пройдет до тяжелых элементов.
Рустем
2015-02-14 09:24:34
Здравствуйте, коллеги! М.б. идет какой-то процесс и других газов уже/еще нет
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:27:20
Приём «иное измерение». Ввести иллюстрации, в стиле «картинка вместо тысячи слов». Полиэкран.
Рустем
2015-02-14 09:27:58
Вставить описание потом, в воспоминания участников?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:28:33
Полифоничность. Контрапункт описаний. «Диалоги» персонажей.
Галина Терехова
2015-02-14 09:28:55
использовать реплики героев друг о друге
AZ
2015-02-14 09:28:55
Параллельность описаний - перескоки от одного персонажа к другому?
Sergey Simakov
2015-02-14 09:29:34
Передавать разницу между описаниями.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:37:14
Возможно, в одно время скрученная, в другое — распремлённая, в третье — расщеплённая и т.д.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:42:33
А как же понятие минимальной (технической) системы и её модель — веполь?
Рустем
2015-02-14 09:43:19
особь
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:43:30
"Минимальность" — зависит от цели исследования.
Sergey Simakov
2015-02-14 09:43:48
В основе биологии химия.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:44:32
Затруднений нет, ответы моментальные, задержки — огромные, технические.
Рустем
2015-02-14 09:45:24
+
Елена Редколис
2015-02-14 09:45:25
Зоология - особь, молекулярная биология - клетка,.. генетика - ген...
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:46:00
Здесь ещё есть номинализация. Нет такого объекта «Биология». Не говоря уже о том, что и объекты — процессы.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:50:25
Болезнь — это фиктивное понятие, вроде «тени» (отсутствие света). Болезнь — отсутствие здоровья. Увы, чёткого определения здоровья в медицине, кажется, нет.
Елена Редколис
2015-02-14 09:57:53
Определение здоровья известно - это состояние живого организма. Чем Вам не определение? - А вот какое это состояние - это совсем другая история (плохое, хорошее, крепкое,...). Проблема не в отсутствие определения здоровья, а в отсутствии определения "нормы" в данном контексте. Ведь болезнь можно рассматривать как отклонение здоровья от нормы.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 09:59:30
>>>Ведь болезнь можно рассматривать как отклонение здоровья от нормы. Я бы не оперировал понятием нормы. Если мы всему населения города отрубим по ноге, то одноногость станет нормой, но инвалидностью (функциональным расстройством) от этого быть не перестанет.
Sergey Simakov
2015-02-14 10:01:30
Болезнь - ухудшение адаптации. Безногий программист, довольный жизнью и обслуживаемый окружающими - здоров.
Елена Редколис
2015-02-14 10:02:13
Согласна. Тем не менее, проблема определения болезни в привязке к здоровью остается.
Рустем
2015-02-14 10:02:34
Болезнь - это как в фазовом пространстве переход из одного устойчивого состояния в другое
Елена Редколис
2015-02-14 10:03:05
Болезнь - набор симптомов. В таком случае, отсутствие симптомов - есть здоровье?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:04:00
>>>Болезнь - это как в фазовом пространстве переход из одного устойчивого состояния в другое Из положения «лёжа» в положение «в могиле»? )))
Рустем
2015-02-14 10:04:52
М.б. как в картах проппа
AZ
2015-02-14 10:04:57
Подвиг
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:05:09
Минимальный сюжет (конфликт, противоречие в основе).
Елена Редколис
2015-02-14 10:05:15
Подвиг, событие.
Галина Терехова
2015-02-14 10:05:30
согласна, событие, но не любое, а "некое"
Рустем
2015-02-14 10:07:41
Выделить период колебаний, амплитуду, частоту, фазу и уйти от импульса
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:07:49
>>>отсутствие симптомов - есть здоровье? Отсутствие симптомов есть небытие (например, смерть).
Sergey Simakov
2015-02-14 10:07:56
Возвращающая сила.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:08:06
Вообще, понятие силы.
AZ
2015-02-14 10:08:26
переход двух видов энергии
Рустем
2015-02-14 10:08:50
А, точечный маятник
Valentina Boyarkina
2015-02-14 10:10:21
Одно колебание
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:10:38
«Точка подвеса». Вокруг чего колеблется.
Рустем
2015-02-14 10:11:52
Да, сложно
Елена Редколис
2015-02-14 10:11:53
"Ухудшение" - тут тоже вопрос. А если человек уже родился с набором симптомов, однозначно характеризующим повреждение органов или тканей, т.е. - уже родился больным. Другого состояния у его организма не было в принципе. Болезнь - это состояние, состояние - это срез в определенный момент времени. Ухудшение - это процесс.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:13:52
Порция тока, движения заряда.
Алексей Журков
2015-02-14 10:14:03
Единичный заряд
AZ
2015-02-14 10:14:16
Элементарный носитель эл. заряда и его взаимодействие с проводником.
Рустем
2015-02-14 10:14:38
Выделить элементарный носитель электричества - электрон, ион. (по аналогии)
Sergey Simakov
2015-02-14 10:16:05
Ухудшение адаптации в той же ситуации по сравнению, например, с другим человеком. Процесс, состояние - отдельный вопрос.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:16:13
Рекомбинация нуклеотидов, типовая комбинация.
Елена Редколис
2015-02-14 10:18:50
Да, если рассматривать относительно других объектов (а не на временной оси одного организма). Но рассмотрение относительно других возвращает к размышлениям о норме.
Рустем
2015-02-14 10:19:01
Что, минимальная составная часть нуклеотида?
Valentina Boyarkina
2015-02-14 10:19:30
Из чего состоит каждый нуклеотид?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:19:47
Это — «мошенничество». Не зная контекста трудно точно ответить на вопрос, а ведь именно контекст и спрашивается. ;))
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:21:34
>>>Рекомбинация нуклеотидов, типовая комбинация. А чем Вам не понравился этот ответ?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:26:31
Упростим финальное высказывание до минимальной схемы: «Развитие науки невозможно без воспитания исследователей». По-моему, трюизм. )))
Рустем
2015-02-14 10:26:43
Есть ли примеры применения методик делания открытий?
Рустем
2015-02-14 10:30:00
Нет ничего удивительного в наличии потребителей: есть ценность, люди ее потребляют, немногие ее создают.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:30:36
Развитию ТРИЗ как науки, мне кажется, препятствует то, что ТРИЗ (увы, до сих пор!) — не наука.
AZ
2015-02-14 10:32:42
IMHO, минимальная модель в ТРИЗ - минимальное преобразование технической системы. Даже без разрешения противоречия...
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:32:58
Талант — функция социальная.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:35:04
«Старые» примеры хороши тем, что они простые, часто — элементарные.
Рустем
2015-02-14 10:36:56
Есть ли возможность делать открытия, работая чисто с информацией, скажем, с информацией в Интернет?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:37:31
>>>Есть ли возможность делать открытия, работая чисто с информацией, скажем, с информацией в Интернет? Разумеется.
Елена Редколис
2015-02-14 10:37:48
Наука состоит из фактов, теорий, гипотез и инструментов анализа и синтеза, с ними оперирующими.
Sergey Simakov
2015-02-14 10:39:13
Слишком обще. Есть и богословие - как наука. Тогда и астрология наука.
Елена Редколис
2015-02-14 10:41:12
Докладчик предлагает еще более обобщить - свести к представлениям.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:42:52
Слово «представления» слишком многозначное.
Рустем
2015-02-14 10:43:46
Да нет. Слово представления для меня не общее, а конкретное. И стремление к минимальной системе - важная вещь.
Sergey Simakov
2015-02-14 10:44:42
Да. Наука, ИМХО -это упрощение.
Алексей Журков
2015-02-14 10:45:15
Понятие минимальной модели системы - мономера системы - разработано в общей теории систем Ю.А. Урманцева и описана процедура выявления мономера системы при изучении любых систем. Использовали ли Вы работы Ю.А.Урманцева и его учеников в своих исследованиях?
Елена Редколис
2015-02-14 10:46:22
Термин конкретный, а объектов, попадающих под этот термин, достаточно много, даже в трактовке Юлия. Поэтому, поскольку область применения этого термина чрезвычайно широка, и возникает непривычность, если хотите.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:46:27
Вы отрицаете работу подсознания? Аргументы? (У нейрологов найдутся контраргументы).
Рустем
2015-02-14 10:46:48
Дайте ссылку на Урманцева.
Галина Терехова
2015-02-14 10:48:15
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида...Не слишком ли упрощает определение, которое Вы предлагаете мыслительный процесс, сводя его к операции как подсистеме деятельности
Рустем
2015-02-14 10:49:34
Про Интернет: для проверки гипотезы нужен эксперимент. Так вот - можно ли эксперимент заменить поиском информации в Интернете?
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:50:12
>>>можно ли эксперимент заменить поиском информации в Интернете? Можно, если эксперимент кем-то ставился и в интернете описан. Вопрос часто не в эксперименте, а в интерпретации его результатов.
Елена Редколис
2015-02-14 10:51:57
Юлий, так как Вы считаете, перерастает ли ТРИЗ в науку (или так и остается теорией)? Если можно, аргументируйте свой вывод.
Рустем
2015-02-14 10:54:15
Не информация об эксперименте, а следствия правильности гипотезы - если искать эти следствия, можно ли по найденному считать гипотезу правильной?
Алексей Журков
2015-02-14 10:54:27
Система.Симметрия.Гармония / Под. ред.В.С. Тюхтина, Ю.А. Урманцева.- М.: Мысль, 1988.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:54:34
О подсознании и нейрологах: первая попавшаяся ссылка, не академичная, даже вульгарная. Уж, извините, какая попалась: http://5dreal.com/2013/02/09/израильские-ученые-прорыв-в-вопросах/. Системный поиск даст много ссылок, но потребует времени.
Рустем
2015-02-14 10:56:19
Спасибо
Михаил Рубин
2015-02-14 10:56:53
http://www.sci.aha.ru/ots/
Елена Редколис
2015-02-14 10:57:59
Возвращаемся к наблюдателю и его представлениям. - Вселенная такая, какой мы ее представляем. Спасибо, Юлий, за очень интересный вебинар.
Галина Терехова
2015-02-14 10:58:27
Спасибо! Рада, что получила возможность послушать Ваш доклад.
Konstantin Kulikov
2015-02-14 10:58:40
>>>Возвращаемся к наблюдателю и его представлениям. - Вселенная такая, какой мы ее представляем. Разумеется. Карта — не территория.
Рустем
2015-02-14 10:58:47
+
Алексей Журков
2015-02-14 10:59:26
Спасибо!
Konstantin Kulikov
2015-02-14 11:01:01
>>>можно ли по найденному считать гипотезу правильной? Критерий истины — практика. В частности, возможность точно предсказывать. (А вовсе не результаты отдельных экспериментов).
Konstantin Kulikov
2015-02-14 11:02:16
Спасибо докладчику! Местами спорно, но безусловно интересно, а главное — полезно!
Valentina Boyarkina
2015-02-14 11:02:25
Спасибо всем!