Совсем как в кино

Ю. Мурашковский, совместно с Э. Зариней /глава из книги «Биография искусств»/

 

Я осмотрелся в поисках мягкой и удобной концепции,
желательно с полосками и прочным остовом,
чтобы она подольше стояла на своих маленьких ножках
и не опрокидывалась слишком быстро.
Роберт Шекли

 

Киноискусство очень удобный объект для изучения закономерностей развития Художественных Систем. Оно появилось совсем недавно, быстро прошло все этапы эволюции. Если от начальных, самых важных этапов развития литературы, живописи, архитектуры и т.п. мало что сохранилось, то кино, наоборот, мало что уронило в Лету.

Конечно, объем киноматериала невероятно велик. Мы при всем желании не сможем его обозреть целиком. Поэтому ограничимся схемой, наброском. Остальное мы сами дорисуем мысленно.

44-41-2b

 

Особенно большие пробелы придется делать во второй половине истории кино. Тогда было изобретено множество мелких выразительных средств. Описать их все не представляется возможным. Мы приведем только некоторые примеры. Частично можно будет мысленно пополнить картину за счет примеров, приведенных в этой книге раньше.

Фактически, у нас получится что-то вроде хронологической таблицы: когда сделано изобретение, в чем его суть, каков его уровень. В некоторых случаях мы добавим небольшие комментарии.

Литература о кино обширна. Данные разных источников об одних и тех же изобретениях не совпадают друг с другом. Отчасти это объясняется тем, что изобретения делались независимо друг от друга разными людьми. Еще одна причина — отсутствие в искусствоведении четкого понятия «приоритет». Крайне редко можно встретить конкретное указание — кто, когда и почему сделал то или иное изобретение. Чаще встречаются оправдания: да, такое и раньше делалось, но это еще не было настоящим искусством. Особенно часто такие высказывания относятся к монтажу в кинематографе. Изобретателями монтажа называют и Д. Гриффита, и Л. Кулешова, и С. Эйзенштейна. В одном из источников изобретателем монтажа назван даже В. Пудовкин. А о действительном авторе — Э. Портере — чаще упоминают с уже известным нам оправданием: мол, не искусство это было, а так, техника.

Бедна литература и точными датами. Вместо дат придется довольствоваться временными интервалами — «середина 20-х гг.». «30-е гг.» и т.п.

Так или иначе, таблица очень и очень неточна.

Но, повторяю, «математическая» точность в данном случае и не нужна. Более того, будет интересно посмотреть на уточнения этой таблицы, сделанные кем-либо из читателей. Я предполагаю, что от этого суть закономерностей не изменится. Если это так, то работа по уточнению таблицы выявит интересные аспекты этих закономерностей. Если же я не прав, то эта работа повернет все исследования в совершенно новое, неожиданное русло.

В любом случае нас ждет много чудес.

Уже в далекой древности можно увидеть попытки человека показать на картине движение.

Первобытный человек на камне изображал животных и людей или процарапывал их в дереве или кости. На таких рисунках у северных народов мы видим бегущего лося с большим количеством ног, которые как будто показывают стадии бега. Видим и пляшущего охотника с восемью ногами и восемью руками, при помощи которых показаны разные движения в танце.

Попытки изобразить движение породили китайский театр теней. Когда теневые рисунки проецировались на освещенную основу, они начинали двигаться. В теневом театре, так же, как и в театре марионеток, уже был заложен важный элемент будущего искусства мультипликации — рисунки приобрели движение. Потом эти два вида были стопроцентно использованы художниками на раннем этапе развития искусства мультипликации.

Однако, это были скорее мечты о кино, чем собственно кино.

Более или менее конкретную историю кино можно начать с 1832 года.

 

Время

Суть изобретения

Уровень

(индекс «т» — для технических изо-бретений)

1832  г.

Бельгийский физик Жозеф Плато сконструировал специальный прибор «фенакистоскоп». Прибор давал возможность простым вращением получить иллюзию движения рисованных фигур.

1834 г.

Английский математик Вильям Хорнер построил прибор «зоотроп». Он приобрел большое распространение в середине 19 в. как техническая игрушка под названием «стробоскоп».

Получив возможность «оживить» рисунки в стробоскопе, стали думать о проецировании этих рисунков на плоскость экрана.

1845 г.

Австриец Ухациус начал успешно проецировать на экран движущиеся картинки «зоотропа». Сконструиро­ванный им аппарат известен под названием «колесо жизни».

1853 г.

Ухациус объединил «зоотроп», в котором рисунки были нанесены на бумажную ленту, с волшебным фонарем. Ухациус заставил двигаться статичные картинки; получился почти кинематограф.

Но рисунков было мало, изображения вращались очень быстро, бумажная лента рвалась.

1876 г.

Француз Эмиль Рейно сконструировал аппарат для просмотра движущихся картинок — праксиноскоп (в нем бумажную ленту перед объективом двигала шестерня, зубья которой попадали в специальные вырезы в ленте — перфорацию).

1877 г.

Эмиль Рейно, используя вращающуюся катушку зоотропа Хорнера и усовершенствовав систему зеркал фенакистоскопа Ж.Плато, создал новый и усовершенствованный аппарат, назвав его «праксиноскопом Рейно».

В изобретении Рейно был один недостаток, — он был сделан так, что только один человек мог смотреть сюжет, глядя в отверстие, проделанное в передней стенке аппарата.

1880 г.

Немец Эрнст Аббе открыл принцип проецирования изображений на широкий экран, позже названный принципом «анаморфных изображений».

1880 г.

Соединив свой праксиноскоп с волшебным фонарем, Э.Рейно с большим успехом демонстрировал свои праксиноскопические рисунки  на экране.

На ленте катушки Э.Рейно шагающие рисунки показывали одно и то же движение. Затем у Э.Рейно появилась идея заменить их лентами намного длиннее, на которых в виде рисунков происходили бы маленькие смешные сюжеты, буффонады и пантомимы народного театра. Именно тогда, он создал искусство мультипликации. Потом это легло в основу  «оптического театра» – нарисованного театра Э.Рейно, где демонстрировались превращенные в рисунки инсценеровки.

1892 г.

Э.Рейно открыл «оптический театр». В нем он демонстрировал нарисованные на бумажной ленте сюжетики, например, «Бедный Пьеро», «Клоун с собачками» и др.

 

1895 г.

Вышла брошюра Уильяма Диксона, в которой этот сотрудник Эдисона возвестил миру о существовании аппарата, с помощью которого можно демонстрировать «говорящие» фильмы. Этот аппарат назывался «кинетофонограф».

5т (?)

(До сих пор не-известно, было ли сделано это изобретение)

Появление кинематографа вытеснило мультипликацию. С изобретением киноаппарата мультипликация на какое-то время была забыта, потому что всех увлекли большие перспективы быстрого развития игрового кинематографа. (Эмиль Рейно с горя разбил свой аппарат и выкинул в реку Сену почти все свои ленты с прекрасными пантомимами.)

Л.Люмьер изучил достижения своих  предшественников — Ж.Плато, Ж.Дюбоска, Е.Ж.Море, Ж.Демени, Е Рено, один из первых увидел огромные возможности кино в культурной жизни и демонстрации событий и организовал съемки кинохроники в различных государствах, однако сам свое изобретение оценил как некоммерческое и не предвидел его будущего.

22 марта 1895 г.

Луи Люмьер демонстрирует свой первый фильм.

28 декабря 1895 г.

В Индийском салоне в кафе «Grand Cofe» за 1 франк 33-м посетителям братья Огюст и Луи Люмьеры показали свое новое изобретение, которое они назвали синематографом.

5

Некоторые историки кино, гонясь за сенсациями, писали, что Люмьеры на самом деле ничего не создали и не изобрели, поскольку все элементы их аппарата были изобретены уже раньше. Но братья Люмьеры ничего не знали об этих открытиях. Они главным образом основывались на типах аппаратов Марэ и Демени, возможно также на фотоаппарате Фризе-Грина, с целлулоидной лентой.

Аппарат Люмьеров, которым можно было снимать и показывать фильмы, в следующем году появился почти во всех странах: 17 февраля 1896 г. — в Лондоне, 29 февраля — в Брюсселе, 30 апреля — в Берлине, 1 мая — в Вене, 4 мая — в Петербурге, 26 мая — в Москве, 12 июня — в Мадриде, 18 июня — в Нью-Йорке, а в конце года это чудо Люмьеров можно было увидеть уже в Японии, Австралии, Индии, Египте…

1896 г.

В сюжете «Первая сигара» Э.Рейно использовал фотографию.

4

Латам (Америка) сконструировал аппарат, в котором подвижная лента, прежде чем дойти до объектива, образовывала аммортизирующую петлю.

Аншут (Германия) успешно изготовлял серии фотографий с помощью прерываемого электрического освещения.

1896 г.

Братья Люмьеры и кинооператор Промио, катаясь в гондоле по каналам Венеции, сняли панораму города в движении.

4

Англичанин Смит использует перемещение объектива в новом качестве – стало возможным делить изображение на планы.

4

С 1902 по 1908 гг.

Жорж Мельес ввел приемы замедленной и ускоренной съемок, затемнений, наплывов, многократной экспозиции, стоп-кадра.

4

Первые фильмы Луи Люмьера представляли собой только непрерывные эпизоды, монтажа еще не было. Позже в нем появилась необходимость, поскольку фильмы стали удлиняться и снять их в один прием было невозможно. Пленку приходилось склеивать. Это был технический монтаж. Он еще не является средством выражения.

 1903 г.

Портер ввел параллельный монтаж («Жизнь американского пожарного»).

4

 1904 г.

Портер ввел ближний план, панораму («Большое ограбление поезда»).

4

1905 г.

Испанец Сегундо де Шомон открывает предметную мультипликацию.(В его знаменитом «Электрическом отеле» на глазах у пораженных зрителей помазок намыливал щеки клиенту, а за ним двигалась бритва, которая быстро и ловко выбривала ему бороду без помощи цирюльника.)

4

1906 г.

Американец Стьюарт Блектон открыл секрет съемки кадров мультипликации. В своем первом фильме «Отель с привидениями» С.Блектон оживил мебель и другие вещи. В его фильме вещи, без помощи других, сами перемещались по помещению.

4

1907 г.

Французский карикатурист и художник Э.Кол в рисованном мультфильме «оживил» своих графических героев.

1907 г.

Стюарт Блектон снимает первый в мире рисованный мультфильм «Волшебная авторучка».Он же первым ввел в мультипликацию фотографию.

4

1907 г.

Портер ввел художественное использование съемок на природе.

4

17 августа 1908 г.

Э.Кол на экране парижского театра «Жимназ» показывает первую мультипликационную «фантасмагорию», в которой было множество превращений одних фигур в другие.

3

С 1908 до 1914 гг.

Идут малорезультативные эксперименты в области звукового кино.

 

1908 г.

Д.Гриффит использует ближние планы, чтобы показать внутреннее состояние персонажа.

4

С 1908 по 1915 гг.

Д.Гриффит ввел параллельный монтаж, систему актерской игры, кинодраматургию, связанную с повествовательной прозой, творческое использование съемочных планов и параллельного действия.

4

 

А.Смит из Брайтонской школы в Англии впервые монтирует общий план с ближним.

4

 

Д.Вильямсон для подчеркивания напряжения действия использует параллельный монтаж

3

До появления звука кино называли «Великим немым». Но уже с первых фильмов зрители воспринимали их вместе с музыкой. Обычно во время демонстрации фильмов в зале на пианино тапер играл музыкальное сопровождение. Позже музыку к фильмам играли целые оркестры, к некоторым фильмам музыку писали специально. В 20 годах были изданы типовые сборники нот с темами, чаще всего используемыми в кино, например, «Пустыня», «Вода», «Битва», «Бытовые сцены», «Юмор», «Народные песни и пляски» и т.д. Часто во время сеанса тапер, глядя на экран, импровизировал.

1909 г.

М.Ипполитов-Иванов пишет музыку для целого оркестра вместо тапера («Песнь про купца Калашникова»).

4

1910 г.

Аста Нильсен от жестикуляции перешла к мимике для выражения чувств («Бездна»)

4

1912 г.

Русский режиссер, оператор и художник В.Старевич заложил основы объемной мультипликации (фильм «Прекрасная Луканида», где роли исполняли засушенные насекомые)

4

1913 г.

Пастроне снимает фильм «Кабирия», в котором применены тревелинг, параллельный монтаж, световые эффекты, гигантские декорации.

4-3

1914 г.

Эрл Херд рисунки для мультипликации с бумаги переводит на прозрачный целлулоид. Это дало возможность работать с фоном.

1915 г.

Начинают применять единый план декораций.

3

1916 г.

Изобретены вертикальные и горизонтальные панорамы, эмоциональные крупные планы, массовые сцены, связанные единой линией.

3

1916 г.

Гриффит прикрепил камеру к корзине воздушного шара и снял макет древнего города сверху в движении.

4

1916 г.

Евгений Бауэр снял часовой немой фильм без единого титра.

2

1913-1916 гг.

Американская мультипликация использует принципы комиксов и комедийных «гэг»-фильмов.

3

1920-е  гг.

Немецкая художница и режиссер Л.Рейнигер создает теневую мультипликацию.

3

1920-е гг.

У.Дисней вводит постоянного героя мультфильмов — Микки Мауса.

3

1923 г.

Изобретена кинолента формата 16 мм.

Середина 1920-х гг.

Открытие «эффекта Кулешова». Его сущность — кинокадры, снятые в разных местах, и относящиеся к разным событиям, изображающие разных людей, будучи объединены вместе в монтажной фразе, связываются как формально, так и по содержанию.

4

Середина 1920-х гг.

Д.Вертов разработал приемы ритмического монтажа.

4

1925 г.

В лаборатории Белла идут успешные эксперименты со звуковым кино.

1926 г.

Эйзенштейн и Э.Тиссэ ввели в фильм чисто пейзажный элемент — «Сюиту туманов» («Броненосец «Потемкин»)

4

1926 г.

В.Пудовкин ввел новые ракурсы съемки персонажей — сверху и снизу («Мать»). (То же в фильме Козинцева и Трауберга «Шинель».)

3

1926 г.

Оператор А.Головня ввел освещение объектов снизу («Мать»).

3

1926 г.

Эйзенштейн при помощи монтажа удлинил Одесскую лестницу, сконцентрировав внимание зрителя на заданном эпизоде («Броненосец «Потемкин»)

3

6 октября 1927 г.

Премьера первого звукового фильма «Певец джаза» (реж. А.Кросленд). В фильме было несколько диалогов и песни.

5

1927 г.

Абель Ган использовал трехкратный экран для демонстрации своего фильма «Наполеон».

4

15 июля 1928 г.

Премьера первого полностью звукового фильма «Огни Нью-Йорка».

4

Звезды немого кино — Чарли Чаплин, Кинг Видорс, Рене Клер, Всеволод Пудовкин, Фридрих Мурнау, Сергей Эйзенштейн — осуждали новую технику.

1928 г.

Премьера первого рисованного звукового мультфильма У.Диснея «Паровозик Вилли».

4

1929 г.

Оператор А.Москвин вводит сетчатые фильтры («Новый Вавилон»).

3

1930-е гг.

Изобретена «глубинная мизансцена» — как решение противоречия между монтажом и звуком.

4

1930-е гг.

Появляется речевая индивидуализация героев.

3

Первые цветные фотографии были изготовлены до рождения кино. Однако цветовая техника в кино сперва была примитивной: позитив раскрашивали вручную. Многие были против звукового и цветного кино, считая его ненужным и даже вредным для условностей немого черно-белого кино (например, В. Шкловский). Мастера принципиально отказывались от цвета, считая, что он мешает восприятию, снимает нюансы.

Начало 1930-х гг.

Все чаще и чаще стали снимать двух, а позже и трехцветные ленты.

5

1931 г.

Изобретена лента формата 8 мм. За основу была взята половина 16мм ленты, но с удвоенной перфорацией.

1935 г.

Демонстрируется первый цветной фильм «Бекки Шарп».

4

1935 г.

Рассогласованы стили музыки и фильма («Юность Максима», реж. Козинцев и Трауберг, муз. Шостаковича).

3

1936 г.

По предложению М.Дитрих цвета одежд согласованы с цветами пейзажей. Появились пастельные тона.

3

Если в 30-е годы немое кино практически перестало существовать, то монохроматическое (черно-белое) продолжают снимать.

1936 г.

У.Дисней снимает первый цветной мультипликационный фильм «Цветы и деревья» (из серии «Глупые симфонии»).

4

1937 г.

У.Дисней демонстрирует первый цветной полнометражный мультфильм. В фильме впервые были использованы технические новинки: съемки рисунков и декораций  в разных плоскостях на специально сконструированном Диснеем оборудовании, а также использование искажающих стекол для получения эффектов воды и огня.

3

конец

1930-х гг.

Появляется широкий экран или «синерама». Его автор Фред Уолер, использовал технику, применяемую для обучения летчиков-истребителей во время войны: трехкратный составной экран и три синхронных проектора.

1940 г.

Уолт Дисней, повторяя Гана, демонстрировал свой фильм «Фантазия» с тремя звуковыми дорожками через три группы громкоговорителей.

3

1945 г.

Эйзенштейн пригласил на съемки одного фильма двух операторов с разными стилями съемки («Иван Грозный», 1 серия).

3

1947 г.

Оператор Сергей Урусевский ввел негативные вставки в фильм («Сельская учительница»).

3

50-е гг.

Появилось цветное телевидение, кинорежиссеры стали экспериментировать с формой экрана.

5

сентябрь 1952 г.

На широком экране Ф.Уолера в демонстрировалась программа, состоявшая из сенсационных короткометражных фильмов.

3

Весна

1953 г.

Спирос Скурас (представитель правления фирмы «20 век Фокс») заинтересовался другим типом широкого экрана, который назван «синемаскопом». С.Скурас купил у Анри Кретьена его секрет изготовления «анаморфотных» объектов.

сентябрь 1954 г

Все кинозалы США и других стран демонстрируют широкоэкранные фильмы.

 

1957 г.

Ритм движения камеры согласован с ритмом движения героя («Летят журавли», реж. М.Калатозов, оп. С.Урусевский).

3

1960-е гг.

В фонограммах появляются активные шумы. Плотность фонограммы становится непомерно большой.

4

1960 г.

Режиссеры Г.Данелия и И.Таланкин согласуют ракурс съемки со взглядом шестилетнего героя фильма («Сережа»)

3

1962 г.

Михаил Ромм применяет ракурс, искажающий относительные размеры объектов для лучшего их сравнения («Девять дней одного года»).

3

1964 г.

Режиссер. Н.Грачев снимает первый научный фильм в сугубо документальном ключе («Портрет хирурга»).

4

1965 г.

Американская фирма «Истмен Кодак» разработала узкоформатную систему кино «Супер-8». Не меняя ширину киноленты, — 8 мм — за счет полосы перфорации у этого формата примерно в полтора раза увеличили площадь кадра, а значит и качество демонстрируемого изображения.

1967 г.

Первые документальные фильмы, в которых научный эксперимент был основой сюжета («Язык животных», «Семь шагов за горизонт», реж. Ф.Соболев).

4

1969 г.

Антониони применяет десятикратное повторение одного кадра для показа мысленности события («Забриски пойнт»).

3

середина 1970-х годов

Видео широко входит в быт — появились домашние аппараты, подобные магнитофонам, но способные кроме звука, воспроизводить и изображение. Видео объединяет кино и телевидение и образует новое явление культуры.

1970-е г.

Появилась так называемая компьютерная мультипликация — здесь фазы движения создаются с помощью электронного оборудования.

1970-е гг.

Звук стал планированным — появились комплексы из слова, музыки и шумов, со своей внутренней режиссурой.

4

1995 г.

Студия «Уолт Дисней» показала первый мультипликационный фильм снятый на компьютере («Рассказ игрушек»). Компьютер помог сделать рисованных героев объемными, придать им  тени, движение. Этот фильм считают первым в мире трехмерным или объемным компьютерным фильмом.

4

 

Что сразу же бросается в глаза в этой таблице? Во-первых, уже знакомая нам закономерность — ХС (в данном случае — немое кино) начинается с изобретений на высоких рангах, затем загружаемые ранги снижаются. В таблице не приведены тысячи изобретений на нижних рангах. Чем дальше, тем их становится больше. Но вот ХС исчерпана. И часть авторов идет по пути интенсивной загрузки самых нижних рангов и повторения уже сделанного другими. А часть переходит на высшие ранги других ХС, связанных с первой. В нашем случае — это звуковое и цветное кино. И там повторяется та же история.

Второй характерный момент — вначале идут изобретения чисто технические. Это не случайность, как может показаться. И не особенность только кино.

ПРИМЕР 380: (Кинохудожник Александр Адабашьян в интервью газете «Аргументы и факты» (4’98) об искусстве кино)

«А оно никогда и не было искусством. Кино вообще вещь происхождения искусственного. Театр может быть и на площади. Технический прогресс не сделал ничуть лучше качество красок, чем при Микеланджело. И способ печатания на компьютере ничуть не делает менее конкурентоспособным Эсхила или Шекспира.

А вот если из кино вынуть аппарат и пленку, все — его нету. Нет ни одного другого искусства, которое бы стопроцентно зависело от техники. Кино — абсолютно искусственное изобретение, химия…»

Мы не будем так торопиться с выводами. Если чуть-чуть подумать, ни один вид искусства не существует без техники. Что изменится, если перефразировать слова Адабашьяна так: «А вот если из живописи вынуть холст и краски, все — ее нету.» Или так: «А вот если из музыки вынуть музыкальные инструменты, все — ее нету.»

Искусство держится на технике. Мы обычно не задумываемся над тем, что простая на вид скрипочка — сложнейшее техническое устройство. Что нужна целая технология, чтобы изготовить хорошие кисти и краски. Что даже литература, какой мы ее знаем, попросту невозможна без сложнейшей техники книгопечатания. Выньте из «Войны и мира» страницы и шрифт, все — нет ее.

Впереди любого вида искусства идет техника. Художественные эффекты от нее можно получить только тогда, когда она для этого достаточно развита. Вот почему начальным этапом развития любого вида искусств является техническая эволюция. Более низкие ранги могут пользоваться для своего развития уже существующей техникой.

 

ПРИМЕР 381: В начале восемнадцатого века мастера Б.Кристофори (Италия), Ж.Мариус (Франция) и К.Г.Шрётер (Германия) создали новое техническое устройство – фортепиано. Это дало возможность Гайдну изобрести фортепианную музыку, как род искусства. А когда ирландский композитор Джон Филд изобрел жанр фортепианного ноктюрна, он использовал уже существующий инструмент.

 

И только когда техническое устройство «дозрело», начинает развиваться новая ХС.

Третий важный момент. Как распределяются изобретения разного уровня во времени? Даже по нашей неполной таблице видно, что очень неравномерно. Посмотрим только изобретения четвертого уровня.

С 1895 по 1905 гг. — 6.

С 1905 по 1915 гг. — 13.

С 1915 по 1925 гг. — 3.

С 1925 по 1935 гг. — 5. (Но часть из них в новых системах — звуковое и цветное кино.)

С 1935 по 1945 гг. — 2.

С 1945 по 1955 гг. — 0.

С 1955 по 1965 гг. — 4.

С 1965 по 1975 гг. — 2.

С 1975 по 1995 гг. — 1.

В этой неравномерности явно видна закономерность. Сперва шел быстрый подъем, а затем начался спад. И после некоторых колебаний спад этот стал необратимым. И продолжался долг

comments powered by HyperComments