Ударим ТРИЗ-ом по богохульству и безбожью!

Юлий Мурашковский, 2010

Известно, что если кому и принадлежит абсолютная истина в последней инстанции, так это религии. Причем, любой. Это не значит, что любой религиозный деятель знает все и навсегда. Нет, задачи и проблемы объяснения окружающего мира возникали с древнейших времен. И их приходилось решать. Иначе как мог жрец объяснить пастве свое превосходство, свою особую близость к богам и духам. В древние времена люди были проще, над особо хитроумными задачами головы не сушили. Предпочитали срубать. Простые задачи – простые и решения. Наша эра принесла задачи куда более замысловатые. И богословы оказались не на высоте. Они просто не справились с этими проблемами. Понятно, у них же не было ТРИЗ. Но можем ли мы допустить, чтобы так подрывался авторитет религии? Пришла пора защитить его самыми современными средствами! ТРИЗ в теологические массы! Поможем богословам! Вот несколько задач, над которыми бились ведущие теологи мира. Начнем, как всегда, с разминки – с задач языческой теологии. Там, по крайней мере, можно рассчитывать на контрольный ответ.

Души ужасные проблемы

Центральным элементом любой религии является душа. С ней-то и связаны самые хитроумные задачи.

Задача 1

Известно, что у души есть несколько посмертных функций. Например, практически у всех народов есть выражение «бог взял его душу». Значит, душа, выданная богом, после смерти должна возвратиться к создателю. Душа является центральным элементом и в реинкарнации. После смерти своего носителя она вселяется в какое-то другое существо. Душа же является объектом наказания за грехи при жизни и должна претерпевать соответствующие муки. Специалисты из индийской секты кондов обратили внимание на то, что все эти функции несовместимы друг с другом. Если душа возвращается к богу, она не может ни реинкарнировать, ни претерпевать. Нужно учесть еще и то, что все эти функции должны выполняться всерьез, с полной ответственностью. Нельзя вернуться к богу, но по совместительству где-то претерпевать на полставки. Вернулась, так вернулась! Не годится и тяжкая жизнь после реинкарнации, поскольку муки в этом случае будут земными, а должны они быть потусторонними. Как обеспечить четкое выполнение функций душ в этих сложных условиях?

Контрольный ответ

По представлениям кондов у человека четыре души. Одна душа возвращается к божеству, когда-то вселившему ее в тело; вторая остается среди живых и из поколения в поколение возрождается, что обязывает жреца в момент рождения каждого ребенка спрашивать его, кто из умерших вернулся в его лице к жизни; третья душа несет ответственность за деяния умершего… наконец, последняя душа умирает в процессе разложения тела. Это решение попало и в первую монотеистическую (с одним богом) религию – иудаизм. Иудаизм допускает существование нескольких душ в одном теле. Причем среди душ есть своя иерархия. Символично, что самая низшая душа на древнееврейском языке называется «нешеф».

Задача 2

Душа, как известно, даже после смерти связана с телом. Она сохраняет форму тела, соблюдает традиции племени, в котором жил покойник. Австралийские аборигены, например, заметили, что душа убитого врага может вернуться и отомстить обидчику, даже заколоть его копьем.

Как же обеспечить безопасность живых?

Контрольный ответ

Австралийцы отрезали у убитых врагов большой палец правой руки, рассчитывая на то, что таким способом душа врага будет лишена возможности пользоваться копьеметалкой.

Задача 3

Души умерших не могли бы выполнять свои дела в нашем мире, если бы были бестелесны. Попробуйте бестелесной рукой взять копье и проткнуть им обидчика. Но раз душа телесна, значит, всегда можно подкараулить ее в нужный момент и увидеть. Такие попытки делались десятки тысяч раз. И тем не менее ни разу не удалось увидеть душу. Хотя следы ее деятельности были налицо. Как душе удается сохранять инкогнито?

Контрольный ответ

Душа превращается в животное. В животном нет ничего необычного, поэтому мы можем его и не заметить. Душа приличных средневековых немцев превращалась в таких случаях в змею, душа же ведьмы в нужных случаях вылетает из ее рта в виде мыши У казахов существовало представление о душе как о мухе. В Белоруссии зафиксированы представления о душе, как о пчеле или мыши, мотыльке, маленькой птице, живущих у человека в горле и т.д.

Задача 4

Одним из самых сложных вопросов теологии был вопрос о местонахождении души. Карены, папуасы, древние семиты считали, что она находится в крови и уходит из тела по мере потери крови. Однако, можно умереть и по другим причинам, кровь при этом остается в теле, но душа все-таки уходит. По другим представлениям, душа находится в легких в виде пара. Отсюда родство слов «дыхание» и «дух», «душа» в большинстве языков. Но пар от дыхания виден выходящим как раз тогда, когда человек жив. При открытых ранениях или жертвоприношениях тело человека не раз вскрывалось в самых разнообразных вариантах. И никто никогда не видел душу. Где же она находится, раз ее не видно?

Контрольный ответ

У тасманийцев, кечуа, абипонов, зулусов, басуто и многих других народов душа находится снаружи тела, хотя и связана с ним. Например – в тени. Отсюда и сохранившееся даже в Европе представление о том, что ожившие мертвецы не отбрасывают тени. Африканский народ басуто даже старается мимо рек проходить так, чтобы не отбрасывать тени на воду. Ведь ее может в любой момент схватить крокодил. У австралийских аборигенов душа хранится еще дальше – в специальной деревянной или каменной пластинке – чуринге. А у некоторых народов Северной Сибири душа шамана воплощена в дереве.

Задача 5

Медицина появилась в древнейшие времена. Лечить тело умели даже пещерные люди. Но не всегда болезнь отграничивается телом. Особо тяжелые болезни плохо поддаются лечению, так как они портят и душу. А лечение души языческая медицина еще не освоила. И все же в ряде случаев колдунам удается вылечивать и такие болезни, при которых душа безнадежно испорчена. Как это делается?

Контрольный ответ

Гренландцы считали, что душу больного человека колдун может заменить свежей, здоровой душой зайца, оленя или ребенка.

На путях к истинной вере

От веры в духов и множество богов, человек постепенно переходил к вере в одного бога. Сперва на эту стезю встал иудаизм, от него отпочковались христианство и мусульманство. Значительно позже по тому же пути пошел и бахаизм. Но вопрос о душе во всех религиях остался животрепещущим. Есть, однако, различие в подходе. Языческие жрецы работали, так сказать, по принципу самоокупаемости. Сумел объяснить пастве, что почем, – получил приношения. Не сумел – уступи место более творческому работнику. Так называемые высшие религии поначалу тоже старались решить свои теоретические проблемы.

Задача 6

В ряде книг Ветхого завета имеются прямые утверждения о том, что со смертью тела погибает и душа. Даже в такой поздней книге, как «Экклезиаст» говорится: «Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздания». Речь при этом идет о некоей сфере мрака и печали, куда «отходят» души умерших. Сохраняют ли они там какое-нибудь подобие жизни – неясно. В Ветхом завете мы не находим обещаний райских блаженств и угроз адских мучений. Так, бог Яхве исправное выполнение своего договора с людьми, например, всячески вознаграждает, а его нарушение сурово карает, но и награды и наказания предусмотрены на этом свете, в реальной жизни. В частности, вавилонский плен и все последующий несчастья израильского народа преподносятся в Ветхом завете как божье наказание за систематическое нарушение израильтянами договора с Яхве. Даже пришествие Мессии, долженствующего, по преданию, спасти избранный народ, предполагается вовсе не как окончание земной жизни и воздаяние праведникам в царстве небесном, а как наведение угодного богу порядка на Земле. Однако наведение порядка все откладывалось и откладывалось. Да и за отдельные нарушения воздаяние наступало далеко не всегда. Древнеиудейским жрецам все труднее становилось объяснять пастве, почему надо вести себя богоугодным образом, если бог вовсе не собирается за это наказывать. Как в этих условиях обеспечить высокий уровень богобоязни?

Контрольный ответ

Разделение во времени. Наказание было перенесено на более поздний срок – после смерти. Уже в эллинистическую эпоху, видимо, под влиянием ряда других религий, особенно древнеиранской, в иудаизме начинает оформляться вера в загробное существование душ после смерти их тел. Она далеко не сразу становится признанным религиозным учением. Известно, что одна из основных религиозно-политических партий Иудеи, — саддукеи, — категорически отрицала загробную жизнь и бессмертие души. В Талмуде имеется уже заявление о том, что отрицающие загробную жизнь сами не будут в ней иметь удела. А в символе веры, разработанном Маймонидом, учение о бессмертии души занимает видное место. Новый завет уже содержит много текстов, свидетельствующих о сформировавшейся окончательно вере в посмертное существование души.
И опять задачи.

Задача 7

Душа является непременным условием жизни. Следовательно, она должна быть у всего живого. Есть еще ряд соображений, заставляющих думать так. Английский богослов Адам Кларк, например, считал, что раз животные «не согрешили, а между тем разделяют страдания греховного человека и не могут наслаждаться в настоящем предназначенным им блаженством, то вполне разумно ожидать им блаженного состояния в будущей жизни». А чтобы участвовать в будущей жизни, они, конечно, должны обладать бессмертной душой. Однако признание существования души у животных ставит богословие перед новыми серьезными трудностями: под ударом оказывается учение о человеке как венце творения, как единственном земном существе, созданном по образу и подобию бога, и т.д. Как выйти из этого неприятного положения?

Контрольный ответ

Из этих трудностей богословы выходят при помощи библейского текста: «Да произведет, — сказано в Книге бытия, — земля душу живую». А про человека сказано – «вдунул бог»… Стало быть, душе животных приписывается земное происхождение, а душе человека – божественное. Само собой разумеется, что это души разного сорта.

Постепенно высшие религии слились с государством, примкнули к власти. И перестали заботиться о непротиворечивости своей теоретической базы. Вот почему следующие задачи не имеют контрольных ответов. Не сумели теологи их решить. Помогите хоть вы им.

Что нам стоит мир построить

Первые задачи возникли уже при описании сотворения мира.

Задача 8

В первой главе книги «Бытия» написано, что в первый день была отделена тьма от света, во второй день – твердь от воды, не третий день на этой тверди были созданы растения, на четвертый день бог спохватился и создал источники света – солнце, луну и звезды, на пятый день вернулся к органике и создал животных, а на шестой день – доделал животных и заодно сотворил человека. Причем одновременно и Адама, и Еву. «Сотворил бог человека по об¬разу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Но уже через несколько страниц, во второй главе книги «Бытия» рассказана совершенно противоположная история. Сначала творец занялся созданием человека. Лишь после этого бог сотворил вся¬кую растительность, включая деревья райского сада. А затем, констатировав, что «нехорошо человеку жить одному», творец стал создавать живые существа — животных и птиц. Человек дал имена всем животным, но оказалось, что проблема ликвидации одиночества не решена — среди них «для человека не нашлось помощника, подобного ему». Тогда бог решил создать женщину и создал ее из ребра Адама. Явная нестыковка. Некоторые безбожники утверждают, что это просто легенды, созданные в разное время. Такое толкование неприемлемо, поскольку, как всем известно, Библия есть богодухновенная книга, то есть, продиктована свыше в один присест. Как же объяснить столь разные сценарии сотворения мира?

Контрольного ответа нет.

Задача 9

Сотворив Адама, бог «вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живой». С Евой дело уже обстоит немного сложней; сообщается только, что бог создал ее из ребра адамова, но ничего не говорится о «вдуновении» души в это ребро. Тут еще можно найти хоть какой-то выход — например, сослаться на то, что бог одновременно сделал из того же ребра для Евы и тело и душу. Но откуда берутся души у всех остальных людей? Можно предположить, что душа рождается вместе с телом. Но «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной» тут же обнаруживает всю пагубность такой позиции: «Если бы и душа происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали…». А это противоречит учению о бессмертии души. Была попытка представить дело так, что «души происходят сами собою от душ родителей, как тела от тел». На что истинные специалисты в богословии резонно ответили, что «существо совершенно невещественное никогда не может без особого творческого всемо¬гущества произвести из себя какое-либо другое существо». Значит, душу каждому новому человеку создает сам бог? Но это недопустимым образом противоречит учению о «первородном грехе». Макарий Великий с сокрушением признает неразрешимость сего затруднения. Мало ли, говорит он, в церковном учении невразумительного?! Помогите митрополиту Макарию выбраться из тупика.

Контрольного ответа нет.

Хуже нету того свету

При жизни человека не покидают проблемы. Но и после смерти их не меньше. Две тысячи лет теологи ломают себе головы, но так и не смогли решить большинство из них. Посмотрим, что скажет ТРИЗ.

Задача 10

Душа в высших религиях по своей природе противопоставлена телу. Если тело вещественно, чувствительно к материальным воздействиям, то душа, наоборот, невещественна, материальных чувств не имеет. Для грешников в аду уготованы адские муки – их души жгут в адском пламени, варят в смоле, хлещут огненными прутьями и т.п. Но ведь душа невещественна, она не чувствует ни боли, ни температуры. Ей глубоко безразличны эти адские муки. Еще хуже дело обстоит в раю. Праведникам обещаны райские услады – утонченная еда, благородный нектар, музыка небесных сфер. Мусульманских праведников к тому же обслуживают прекрасные гурии. Но невещественная душа всего этого не воспринимает. Можно себе представить разочарование праведника, который отказывался от всего этого всю жизнь, для того, чтобы обнаружить, что и в раю он этого не получит. Богословы пытались решить эти проблемы. Была, например, попытка считать адские муки отсутствием райских блаженств. Это нелепое решение было официально объявлено Ватиканом еретическим и внесено в список запрещенных сочинений. Августин допускает, что душа имеет подобие тела или может принимать подобие тела. Тертуллиан прямо говорит о телесности души. Макарий Великий: «Всякая тварь – и ангел и душа, и демон по собственной природе своей суть тело, потому что, хоть и утонченны они, однако же в существе своем, по отличительным чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как наше тело в существе своем дебело». Но все эти попытки остаются невнятными и половинчатыми. Теология сдалась и делает вид, что на том свете все в порядке. Помогите бедным теологам. Как бы вы решили эту задачу?

Контрольного ответа нет.

Задача 11

В сочинении св. Кирилла Александрийского «об исходе души» подробно описана процедура прохождения душой «регистрации» на том свете. «Будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство, — говорится в этом сочинении, — и возносяся на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некии заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в царствие, будут останавливать и удерживать ее стремления к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в совершенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка… Второе мытарство – грехов зрения». Дальше следуют грехи слуха, обоняния, «беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук», зависти, тщеславия, гордости и т. д. «каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей». Оправдаться душе помогают сопровождающие ее ангелы. На каждом мытарстве разыгрывается процедура настоящего судебного заседания; в роле обвинителей выступают черти, в роли адвокатов – ангелы. Если душа благополучно прошла все мытарства (двадцать одно), то «ее воспримут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к царствию, сопровождаемая святыми силами». Если же на каком-нибудь из мытарств ее одолеют черти, « тогда оставят ее ангелы божии и возьмут страшные демоны; …и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские…» Это, однако, еще не все. По утверждению митрополита Николая, на третий, девятый и сороковой дни душа приводится к богу для поклонения ему. Надо полагать, что в связи с этим происходит какой-то перерыв в нормальном прохождении мытарств душой: ее уносят к богу, потом возвращают обратно для прохождения дальнейшей процедуры мытарств. По данным на 1986 год смертность в мире составляла 54 087 000 чел. или 148184 чел. в день. Стало быть, именно столько душ должно было проходить указанную сложную и длительную процедуру. А мы еще не учли колоссальный прирост населения, а значит и числа умирающих. Значит, неизбежны очереди, затягивание сроков рассмотрения дел и т.д. Как резко ускорить процедуру, строго выполняя при этом все предписания?

Контрольного ответа нет.

Задача 12

Кроме рассмотрения дел и исполнения вердикта непосредственно после смерти, христианской и мусульманской теологией предусматривается еще один процесс – Страшный суд. Он тоже будет назначать наказание грешникам. И этот вердикт тоже должен быть исполнен. Отменить посмертный суд нельзя. Ибо, как справедливо утверждают мусульманские богословы, души праведников и грешников окажутся в одинаковых условиях – они должны будут ждать Страшного суда. А это, конечно же, недопустимо. Иными словами, те, кто уже один раз отбыл наказание, назначенное посмертным судом, должны будут отбывать его еще раз после суда высшей инстанции. Что никак не совмещается с утверждением об абсолютной справедливости суда божьего. Помогите теологам устранить этот юридический казус.

Контрольного ответа нет.

Встать, суд идет!

Задача 13

Протрубили трубы архангеловы. Грядет Страшный суд. По трубному гласу все души вселяются в свои прежние тела. Это обязательное условие – судить будут именно в телах. Но вот беда. Подавляющее большинство тел уже давным-давно разложились. Атомы и молекулы, входившие в их состав, перешли в другие тела. А из тех в следующие. Ведь на Земле сменились сотни поколений. Восстановив одно тело, мы лишим тысячи других тел возможности восстановиться и прийти на Страшный суд. Некоторые христианские богословы допускали, что души смогут вселяться и в новые тела. Эти авторы исходили из представления о том. что найти свое прежнее тело душе будет чрезвычайно трудно. Однако победила первая точка зрения, ибо воплощение душ в какие-то неизвестные тела совершенно не вяжется с догматом о воскресении. Как же обеспечить всеобщую явку на Страшный суд в своих собственных телах?

Контрольного ответа нет.

Задача 14

По решению Страшного суда адский огонь будет пожирать уже не души, а тела грешников. Тела, естественно, должны быть плотскими, иначе они не ощутят мук. Но плотское тело в адском огне моментально сгорит, и предначертания суда не смогут быть выполнены. Попытки решить проблемы были. «Если кто грешен, — пишет святой Кирилл Иерусалимский, — он получит вечное тело, долженствующее терпеть мучения за грехи, чтобы вечно гореть в огне и не разрушаться». Как же это возможно? «Оно (воскресшее тело), — утверждает Кирилл Иерусалимский, — будет духовное, чудное, такое, коего свойств изъяснить, как должно, мы не можем». Такое признание собственного бессилия подрывает авторитет церкви. Давайте поможем богословам с честью выйти и из этой проблемы.

Контрольного ответа нет.

Задача 15

Во всей остроте и нелицеприятности ставит Макарий Великий и тонкий половой вопрос. Какой пол будет у воскрешенных для Страшного суда? Сохранятся ли половые различия? «Одни, — пишет Макарий, — …думали, что по воскресении тел различие в полах упразднится; другие, напротив, что оно останется; третьи, наконец, полагали, что все умершие воскреснут в одном мужском поле – мнение, против которого вооружается блаженный Августин». Это не праздный вопрос. С одной стороны, тела должны оставаться такими, какими их создал бог. С другой стороны именно половые различия являются истоком первородного греха. К тому же, и в христианстве, и в мусульманстве, и в иудаизме женщине отводилась весьма незначительная роль. Она всегда была «сосудом греха». До сих пор окончательно не решен даже вопрос, есть ли у женщины душа. И это создание должно быть воскрешено на тех же основаниях, что и мужчины? Как выйти из этого щекотливого положения?

Контрольного ответа нет.

Задача 16

Итак, судебный процесс пошел. Судья — сам Иисус Христос — сидит в кресле, перед ним стоит обвиняемый, деяния которого записаны в специальном обвинительном акте, добрые дела также записаны в специальном документе; выступает прокурор-сатана, имеется и адвокат – богородица, заступающаяся за обвиняемого; провозглашается приговор, после чего обвиняемый отправляется на его исполнение – в райские обители или в адскую преисподнюю. На суд должны предстать многие миллиарды людей. Однако процедура суда займет меньше одного дня. Более того, в этот самый день должны произойти многие другие события. Мусульманские богословы пошли на то, чтобы признать: Страшный суд будет длиться тысячи лет. Христианские же теологи так просто не сдаются. Вот как описывает процесс Василий Великий: «Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию и следствие божиего Суда, неизреченною силою, во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собою, и во владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы соделанного им». Итак, самого суда не будет, он свершится «умственным» путем. Это существенная экономия времени. Но остается произнесение приговора. Но за всю историю Земли на свете жили многие миллиарды людей. Только произнесение им всем приговора заняло бы сотни лет. Как же проделать все это за один неполный день?

Контрольного ответа нет.

Задача 17

Хотя мусульманские теологи и признали длительность Страшного суда, это не спасло их от проблемы. Дело в том, что в разных источниках указываются разные сроки, то тысяча лет, то пятьдесят тысяч. Признать правоту одного из источников нельзя, – они написаны равно уважаемыми авторами. Как примирить столь противоположные данные?

Контрольный ответ

Поскольку во время Страшного суда Солнце остановится, то будет совершенно безразлично, сколько же продлится процесс.

Задача 18

Мусульманский рай состоит из семи гигантских роскошных садов, в каждый из них ведут ворота, построенные из драгоценных камней, золота и серебра. Все, что имеется в райских садах, создано для удовлетворения физиологических потребностей праведников. Пищу каждому праведнику подают 70 тысяч служанок на 70 тысяч столов; на каждом столе стоят золотые блюда с 70 тысячами сортов кушаний преимущественно из мяса птиц. В раю всюду текут реки из чистейшей воды, молока, вина и меда. В совершенно неограниченном количестве там имеются наилучшие «запечатанные» вина. У каждого праведника — семьдесят самых роскошных костюмов, каждый из которых по семьдесят раз в час меняет свой цвет. Каждый праведник располагает семьюдесятью ложами с семьюдесятью перинами на каждом, где дожидаются своего повелителя семьдесят прекрасных гурий. Таким образом, на каждого праведника приходится семьдесят тысяч семьдесят женщин. Которым вход в рай заказан по определению. Ну ладно бы еще служанки. Но гурии! Представительницы древнейшей, самой нечестивой профессии! Они должны попадать в рай тысячами, миллионами! Где же справедливость Аллаха?

Контрольного ответа нет.

Задача 19

По христианским и иудейским представлениям сразу в ад попадают только души самых страшных грешников. Те же, у которых сеть надежда на искупление грехов, попадают в чистилище. Божий суд назначает им срок, в течение которого они должны терпеть адские муки – кому тысячу лет, кому две. Оставшиеся в живых могут облегчить участь грешника. Молитвы и панихиды, совершаемые за плату духовенством, значительно сокращают время пребывания в чистилище. Выходит, что действия, да еще и платные, людей могут изменить приговоры бога? Да еще и в массовом порядке. Тут явно не сходятся концы с концами. Помогите богословам выбраться из этого противоречия.

Контрольного ответа нет.

На бога надейся…

В течение 2002-2003 годов проводился эксперимент, целью которого было выяснить, что мешает людям решать творческие задачи и как эти причины устранять. Первым этапом эксперимента была публикация и обсуждение на форумеhttp://www.trizland.ru/forum/list.php?f=15 19-ти задач на теологические темы. Такая сфера была выбрана не случайно. Во-первых, она, по сути, известна практически всем. Иными словами, мы все снабжены ресурсами для решения этих задач. Во-вторых, в деталях она неизвестна почти никому, поэтому лишние знания не должны были мешать решению предложенных задач. Анализ ответов показал совершенно четкое разделение подходов к решанию задач. Именно не «решению» – это вопрос методический, а к «решанию». Выводы будут проиллюстрированы ответами на задачи 2 и 5. Ответы на остальные задачи совершенно аналогичны. Напомню:

Задача 2

Душа, как известно, даже после смерти связана с телом. Она сохраняет форму тела, соблюдает традиции племени, в котором жил покойник. Австралийские аборигены, например, заметили, что душа убитого врага может вернуться и отомстить обидчику, даже заколоть его копьем. Как же обеспечить безопасность живых?

Задача 5

Медицина появилась в древнейшие времена. Лечить тело умели даже пещерные люди. Но не всегда болезнь отграничивается телом. Особо тяжелые болезни плохо поддаются лечению, так как они портят и душу. А лечение души языческая медицина еще не освоила. И все же в ряде случаев колдунам удается вылечивать и такие болезни, при которых душа безнадежно испорчена.

Как это делается?

Настрои людей по отношению к задаче, собственно говоря, типы его мышления, совершенно четко делится на следующие группы:

1. Уход от решения (отмазка) Самый простой способ – отговориться незнанием объекта.

Пример:

(5) «Это к гуманитариям, а я технарь, и знания о быте австралийских и прочих аборигенов у меня крайне поверхностные :)»

Более «солидным» является уход, прикрытый цитатой».

Пример:

(5) «Ответ на Вашу задачу: блаженны нищие духом. Это первая заповедь Нового Завета. Понятно, что ни о каких ответах на задачу речи тут не идет. Просто, как сказано в Законе Мэрфи: «хороший лозунг может остановить мышление на 50 лет».

«Отмазаться» можно еще более красиво, если вместо решания начать ругать условия задачи, а то и составителя задачи. Попытки решать по-прежнему нет, зато можно прослыть «крутым»

Примеры:

(2) «Как же обеспечить безопасность живых?» Таков был первоначальный вопрос. А теперь требуется ещё и обеспечить безопасность в бою?:)»

(5) «…Вы страдаете распространённой болезнью — попыткой подогнать решение под контрольный ответ. Не говоря уже о том, что ответ, предельно близкий к контрольному, уже прозвучал, было дано несколько версий ничуть не хуже. Вам так хочется получить контрольный ответ, что Вы забыли принцип «задача может иметь больше одного правильного решения»?

2.«Лингвистическое» решение Это термин науковеда Имре Лакатоса. Он означает доказательство на уровне внешних аналогий, на уровне рассуждений – без раскрытия механизма.

Примеры:

(2) «Австралийцы почему-то выбрали именно этот вариант. Почему? И еще важнее: что мешает нам легко его выбрать?»

Возможно, потому, что у нас другая система верований. Если мы раздавим паука или если нам приснится, что нас пронзили копьём, мы даже не обратим на это внимания. А абориген от такого может умереть, поскольку в одном случае он считает, что оскорбил душу предка, а в другом — что его проклял колдун. Попробуйте объяснить это рационально…

(5) «Скорее всего изображение, то бишь, наскальные рисунки, или скульптурные ваяния, изображающие больного человека здоровым, и процветающим внушали надежду, что здоровая душа сможет заметить больную».

Реальных оснований для этих рассуждений нет. Предположения, основанные на предположениях…

3. «Нерешающее» решение Решение предложено. Но оно не имеет никакого отношения к условиям задачи. Просто пришла в голову красивая мысль…

Примеры:

(2) «А если убить врага символично, нарисовать его образ (врага) на стенке скалы пещеры, нарисовать образ воина своего племени, который закалывает злого врага… и «кино» поехало»…

(5) «Подобно тому, как больное тело заражает душу, здоровое тело возвращает здоровье и душе. Лечили тело, а душа выздоравливала как следствие выздоровевшего тела».

Фактически, это не решения, а «отгадки».

4. Воспоминания Попытки вместо решания привлечь в союзники эрудицию. Нередко такие воспоминания неплохо вписываются в условия задачи. Иногда даже решают ее. Но ничему не учат в процессе решания. Угадав решение одной задачи, решающий ничем не приближает себя к решению следующих.

Примеры:

(2) …»вспомнилось старинное суеверие — после смерти человека — его вещи это не просто вещи, а одушевленные предметы, (с частичками души умершего) которые нужно сохранять и беречь как реликвию, если человек — свой, или уничтожать, если это враг, или ведьма какая, недаром ведь сжигались в средние века и иноверцы и дома иноверцев»…

(2) …»ещё один вариант защиты от агрессии души врага. А что если после смерти противника его тело поместить в некий магический круг, или очертить такой круг вокруг него. Душа не сможет вырваться за пределы этого круга».

Круг может создаваться по-разному. Один из вариантов — посыпать вокруг золой или создать круг пылающего огня с дымовой завесой, дым должен быть неприятен для воздушной души.

5. Неидеальное решение Это уже настоящая попытка решать задачу. Слабость решения вызвана не настроем человека, а методическими причинами. Либо человек еще плохо освоил методику, либо сама методика несовершенна.

Примеры:

(2) «Ну, помнится, у австралийцев/новозеландцев жены ходили вместе с мужьями в боевые походы. Так вот пускай мужчины убивают врагов, а женщины типа идут вторым эшелоном и обеспечивают «ликвидацию душ» из поверженных противников»…

(2) 1. Пусть воины ВСЕГДА носят какие-у-них-там-в-Австралии доспехи. Тогда сколько копий ни бери — не заколешь 😉 2. Какие там параметры у их душ? Делать копья такими, чтобы душа не могла ими воспользоваться — например, очень тяжелыми. 3. Может, быстренько пригвоздить умирающего противника своим копьем к земле, чтобы его душа тоже оказалась пригвожденной и не могла смыться? Или на душу это не влияет?

6. Решение Методика использована правильно, получен ответ близкий или не худший контрольного.

Пример:

(5) «По условию задачи душа «Безнадежно испорчена» = «ремонту/починке/лечению не подлежит». Отсюда только два варианта действий: ничего не делать (но тогда и задача не возникает), либо что-то делать. Во втором случае — либо просто избавиться от «плохой» души, либо еще и «вставить» вместо нее новую. Последнее я уже описал; а, насколько я понимаю, «совсем без души» люди жить не могут. Или все же могут? Впрочем, есть еще один вариант — «плохую» душу оставить, как была, а «новую» к ней добавить «впридачу». Во всяком случае, никаким ограничениям, явно заданным в условии, это не противоречит.

Попробуем перечислить возможные источники:

1) соплеменники
2) люди вообще
3) животные / насекомые
4) растения
5) камни / палки и прочие предметы
6) «стихии» (река, лес, небо, дождь, гром…)
7) «святой дух» (т.е. нечто вездесуще-неопределенное)
8) воображение (рисунки)
Выбирайте по вкусу.

Поехали по списку:

1) соплеменники

2) люди вообще — Самоочевидно, что для замены подходят. Но, как мы отметили, у них своя душа есть, и меняться ею с кем-то они могут не захотеть 🙂 Ну разве что чужака поймать и заставить 🙂

3) животные — Подходят по многим параметрам — близки по размеру человеку, имеют сходную форму (голова, четыре конечности), теплые, свободно передвигаются, выполняют действия, которые иногда очень напоминают осмысленные.

4) растения — Не передвигаются, совсем на людей не похожи. Непонятно, делают ли они что-нибудь вообще, или нет.

5) камни / палки и прочие предметы — Не похожи (ну разве что корни женьшеня…), совершенно не производят никаких действий.

6) «стихии» (река, лес, небо, дождь, гром…) — Действия производят (гром гремит, дождик идет), но действия человеку не свойственны, а «отловить» стихию для вытаскивания из нее души весьма проблематично.

7) «святой дух» (т.е. нечто вездесуще-неопределенное) — Вообще нечто неопределенно-непонятное (и требует уровня абстракций, который, скорее всего, недоступен нашим первобытным людям)

8) воображение (рисунки) — Ну, тут уж вроде как душе взяться неоткуда. Дальше — простейший индуктивный вывод: если X похож на Y по большинству параметров, то и неизвестные параметры X с большой вероятностью близки к аналогичным параметрам Y. Из нашего списка наибольшее сходство с человеком — у животных, значит, раз у человека есть душа, то и у животных должна быть».

Нормальный ТРИЗный подход. Четкая постановка задачи, выявление ресурсов для ее решения, оценка ресурсов по степени их идеальности, выбор ресурса, построение ответа. Кстати, совпадающего с контрольным.

7. Прогноз новых задач и решение их Этот подход проявился всего один раз. Но он очень ценен, это самый высокий уровень творческого мышления, связанный с задачами.

Пример:

(5) …»если душа испорчена безнадежно, то действительно нужна новая душа, но нужно избавиться от старой.. Как? Наверное, применялся метод подавления старой души, путем создания новой парализующей сознание среды (поля) Чисто физически это могло бы выразится, переводом больного на хлеб и воду, и подневольные работы на какой-то срок… Наказание божье»!

Задача избавления от старой души не ставилась. Но решающий сам спрогнозировал ее. И сам сделал интересную попытку решить новую задачу.

* * *

Вторая часть эксперимента проводилась во время круглых столов на Конференции 2003 года в Петрозаводске. На ней отрабатывались некоторые методические рекомендации по построению новых моделей. Результаты эксперимента будут использованы на семинаре для исследователей, который планируется провести в 2004 году под эгидой Международной Ассоциации ТРИЗ и ЛОТ (Лаборатории образовательных технологий).

Я благодарю всех участников Форума и желаю им самых высоких творческих успехов.

 

Ещё почитать:

Третья задача
Расти, изменяясь
Приподнимем занавес за краешек…
Ошибка Киплинга
О чем напишут завтра?
Кирпичики науки
Исследования и исследователи
Закономерности развития искусств
В лабиринтах культур

comments powered by HyperComments