Расти, изменяясь

Ловушки для мечты

Еще в восьмидесятых годах я прочел, кажется, в «Литературной газете», статью под
названием «Тоска по искусствометрии». Автор жаловался на то, что нет надежного критерия
– как определить, что в искусстве действительно хорошо и вечно, а что слабо и преходяще.
Действительно, сколько восторгов часто изливается по поводу тех или иных произведений, а
проходит десяток лет – и никто уже не может вспомнить, чтоже там было. Зато неожиданно
всплывают и остаются в истории произведения, удостоенные в лучшем случае ругани, а в
худшем просто не замеченные критикой. Вот если быбыла такая линеечка: приложил ее к
произведению – и видно, хорошее оно или плохое…

3516-original

 

Так и хотелось ответить автору статьи словами известного анекдота – «не дождетесь!»
Потому что на пути от этой мечты к реальному «измерению» искусства лежат две ловушки.

Первая: искусство – потрясающе сложная система. Она не измеряется одним-двумя
параметрами. Их как минимум несколько десятков. И они взаимодействуют, влияют друг на
друга, образуют систему. Как автомобиль нельзя оценить только по скорости или только по
грузоподъемности, так и в искусстве нельзя ничего понять, если опираться только на
«актуальность», «традиции» или пресловутую «душу».

Вторая: искусство принято рассматривать как нечто неизменное, застывшее. Пытаться что-то
оценивать в такой неподвижной системе – это все равно, что оценивать автомобиль, навечно
поставленный в гараж. Автомобиль должен ехать, перевозить. А искусство должно меняться.

Понятие «творчество» неразрывно связано с понятием «изменение». Собственно творчество
– это и есть изменение прототипа. Художественное творчество – не исключение. Поэтому,
чтобы научиться оценивать творческий вклад автора в общий художественный процесс, необходимо научиться оценивать величину изменения, внесенного автором в произведение, в жанр, в тему и т.д..

Полностью статью «Расти, изменяясь» можно скачать в формате .pdf

 

Ещё статьи Юлия Мурашковского:

Ударим ТРИЗ-ом по богохульству и безбожью!
Третья задача
Приподнимем занавес за краешек…
Ошибка Киплинга
О чем напишут завтра?
Кирпичики науки
Исследования и исследователи
Закономерности развития искусств
В лабиринтах культур

Продюсер Школы талантливого мышления

Опубликовано в Книги, статьи Метки: , , , , , , , ,